Поиск на сайте
Беременность - роды - рождениеПервый год - первый опытРастем, играем, развиваемсяУчимся и творимФотогалерея

Томас Гордон: как повлиять на нежелательное поведение маленького ребенка

Томас Гордон - автор известной во всем мире обучающей программы и одноименной книги «Тренинг эффективного родителя». Его идеи легли в основу более популярного у нас руководства «Общаться с ребенком. Как?»
Ю. Гиппенрейтер. Предлагаем вашему вниманию фрагмент статьи Т. Гордона «Что должен знать каждый родитель». Это перевод раздела, посвященного тому, как повлиять на нежелательное поведение самых маленьких детей...


ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ ВАМ НЕ НРАВИТСЯ,
НЕ ИСПОЛЬЗУЯ НАКАЗАНИЕ

Родителям младенцев и годовалых детей

Часто у родителей возникают сложности с очень маленькими детьми, которые еще не понимают словесных сообщений. Тем не менее, при правильном подходе повлиять на нежелательное поведение младенцев и детей, которые еще не овладели речью, достаточно легко.

Родители могут применить один из четырех подходов, каждый из которых очень эффективен:
• Игра в угадывание
• «Давай меняться»
• Невербальное Я-Сообщение
• Изменение окружающей обстановки
Игра в угадывание

Эффективные родители младенцев и годовалых малышей должны преуспеть в искусстве угадывания, поскольку такие дети почти ничего не могут рассказать о том, что происходит у них внутри.

6-месячная Эмили начала громко кричать среди ночи. Родители проснулись, и, разумеется, такое ее поведение не было приемлемым для них. Но что им следует предпринять, чтобы Эмили перестала плакать? Все очень просто. Они начинают угадывать. Поиск причины плача, которая поможет уладить проблему, напоминает решение головоломки.

Возможно, Эмили мокрая, и ей холодно. Первым делом проверяем этот вариант. Нет, она по-прежнему, сухая. Хорошо, возможно, мы не дали ей отрыгнуть воздух, и ей некомфортно из-за скопившихся газов? Давайте подержим ее вертикально. И снова ложная догадка, - Эмили не хочет отрыгнуть воздух. А что, если она голодна? Давайте предложим ей поесть и посмотрим, что будет.

Успех! Эмили сосет в течение нескольких минут и успокаивается. Родители аккуратно возвращают ее в свою кроватку, и она спит. Теперь они могут снова вернуться в свою кровать и позаботиться о собственных потребностях.

Это был пример «Игры в угадывание», - подхода, который родителям приходится очень часто применять в отношении маленьких детей, когда те непрерывно плачут, когда они беспокойны или докучают, когда не могут уснуть или бросают свою еду на пол. «Игра в угадывание» эффективна, поскольку для нежелательного поведения малышей всегда есть своя причина, и обычно эта причина очень логичная. Когда родители начинают использовать «Игру в угадывание», они перестают обращаться к наказанию.

ПРИНЦИП: Неприемлемое поведение ребенка всегда имеет вескую причину, и следует попытаться понять, в чем она заключается.

Иногда игра в угадывание дается родителям легко, иногда это более сложная задача. Известное выражение «если сразу не получилось, пытайся снова и снова» - это, пожалуй, самый лучший совет родителям, который я знаю. На самом деле, родители становятся все более искушенными в этой игре, поскольку узнают своих отпрысков все лучше и лучше. Со временем они учатся отличать голодный плач малыша от «мокрого» или вызванного газами.
«Давай меняться»

Еще один подход к изменению нежелательного поведения младенцев и детей раннего возраста заключается в обмене: замене неприемлемого поведения на то, которое устроит родителей.

Представим ситуацию: Лаура, любопытная годовалая малышка, находит вашу новую шелковую пижаму, которую ей нравится трогать и обсасывать. Вы считаете такое поведение неприемлемым, поскольку боитесь, что пижама будет испорчена. Вы направляетесь к шкафу и достаете уже поношенную и не такую любимую шелковую вещь. Вкладываете старую вещь в ручки ребенка и аккуратно забираете новую. Лаура, не замечая разницы, находит поношенную вещь настолько же привлекательной для ощупывания и облизывания, как и новую. Ее потребности удовлетворены равно, как и ваши.

Повторим еще раз, когда родители начинают думать в терминах обмена, они перестают использовать наказание.

ПРИНЦИП: Если вам трудно принять какое-то поведение, замените его другим.

Невербальное Я-сообщение

Более старшие дети зачастую начинают вести себя по-другому, если родители посылают им честное сообщение о том, как их поведение влияет на них, например:
«Я не слышу, что мне говорят по телефону, когда стоит такой крик»
«Я боюсь, что опоздаю, если ты будешь одеваться так долго»
«Я люблю эту маленькую тарелочку, и мне будет грустно, если она разобьется»

Однако такие сообщения никак не повлияют на детей, которые еще не понимают речи. (Это так называемые «Я-Сообщения», значение которых для ребенка можно выразить фразой «Позволь мне рассказать тебе о том, что я чувствую»). Следовательно, «Я-Сообщение» должно быть представлено в невербальной форме, как в следующих примерах.

Пока папа несет маленького Тони в супермаркете, тот начинает бить его по животу, смеясь при каждом ударе. Отец незамедлительно опускает Тони, ставит его на ноги и продолжает идти. (Сообщение: «Мне больно, когда меня бьют по животу; поэтому мне не нравится тебя нести».)

Джуди копается и не спешит сесть в машину в то время, как ее мама очень торопится. Мама кладет свою руку на крестец Джуди и аккуратно, но уверенно направляет ее к автомобильному сидению. (Сообщение: «Я хочу, чтобы ты села в машину прямо сейчас, так как я очень спешу».)

ПРИНЦИП: Дайте детям знать, что вы чувствуете, даже если вы не можете использовать слова

Суть применения этого метода заключается в том, чтобы попытаться изменить неприемлемое поведение малыша, избегая любых видов наказания или причинения боли. В конце концов, вы просто хотите, чтобы он знал, что вы чувствуете. Шлепок, тряска, удар, пихание, дергание, сжимание, крик, - все эти методы незамедлительно сообщают ребенку, что он плохой, неправильный, его потребности не учитываются, он совершил что-то преступное и заслуживает наказания.

Изменение окружающей обстановки

Многие родители интуитивно знают, что одним из эффективных способов профилактики неприемлемого детского поведения является изменение окружающей ребенка обстановки, в отличие от усилий изменить самого ребенка. Хнычущий, докучающий, скучающий малыш становится полностью увлеченным (и тихим), если его родители позаботятся о некоторых интересных для него материалах, таких как глина, пальчиковые краски, пазлы, книги с картинками или старые лоскутки разноцветных тканей. Именно это и называют «обогащением окружающей среды».

В другое время дети нуждаются в противоположном. К примеру, они взвинчены и слишком активны непосредственно перед сном, - в этой ситуации мудрый родитель знает, как «обеднить среду». Перевозбужденные дети часто успокаиваются, когда им читают или рассказывают историю (реальную или выдуманную), или во время спокойного обмена новостями за день. Львиной доли штормов и стрессов, связанных с вечерним отходом ко сну, могло бы не возникнуть, если бы родители уделили внимание уменьшению стимуляции в окружении своих детей.

Большинства неприемлемых (и разрушительных) вариантов поведения детей раннего возраста можно было бы избежать благодаря серьезной работе родителей по обустройству «приспособленного для ребенка окружения», как-то:
• Покупка небьющихся чашек и стаканов
• Помещение спичек, ножей и бритвенных лезвий в места, недоступные для детей
• Перемещение лекарств и бытовой химии
• Привычка держать дверь в подвал закрытой
• Покрытие скользких поверхностей ковриками

ПРИНЦИП: Гораздо более эффективно изменить окружающую ребенка среду, чем изменить самого ребенка.


Доктор Томас Гордон
______________________________________________________________________________________________
Источник: официальный сайт Gordon Training International
Перевод: Ольга Горбенко, Центр «Семицвет»
Фото Марины Александровой

Ближайшие занятия
  • Скоро, 23.11
    • Підготовка до дитсадка
      09:00 - 14:00
      пр. Д. Яворницького (К. Маркса), 42
    • Група повного дня "Цвітик"
      09:00 - 18:00
      пр. Д. Яворницького (К. Маркса), 42
    • Пізнайки, гр.1
      10:00 - 11:00
      вул. Барикадна, 3, оф. 8 - 2017-2018
    • Топотушки, гр.1
      11:15 - 12:15
      вул. Барикадна, 3, оф. 8 - 2017-2018
    • Dancing for Birth - танцювальні заняття для вагітних
      14:00 - 15:30
      вул. Барикадна, 3, оф. 8 - 2017-2018
    • Арт-терапія для вагітних
      14:30 - 16:00
      вул. Барикадна, 3, оф. 8 - 2017-2018
    • Школа мудрості, гр.2
      16:00 - 18:15
      пр. Д. Яворницького (К. Маркса), 42
    • Dancing for Birth - танцювальні заняття для вагітних
      16:30 - 18:00
      вул. Барикадна, 3, оф. 8 - 2017-2018
    • Школа мудрості, гр.1
      17:00 - 19:00
      пр. Д. Яворницького (К. Маркса), 42
    • Курс Мама+Тато, гр.1
      18:30 - 21:00
      вул. Барикадна, 3, оф. 8 - 2017-2018

всё расписание