Поиск на сайте
Беременность - роды - рождениеПервый год - первый опытРастем, играем, развиваемсяУчимся и творимФотогалерея

Кризис 1 года. Для тех, кому актуально

Часто можно услышать от мам, что дети после года становятся капризными, упрямыми и неуправляемыми, - то ли избаловали их слишком, то ли и правда, кризис пришел. Давайте попробуем разобраться, что же происходит в действительности, и в чем именно заключается кризис 1 года. Ведь понимать, с чем имеешь дело, – это уже важный шаг к тому, чтобы что-то изменить.

Начнем с того, что кризисы развития – это хорошо, это ожидаемо и нормально. Ребенку примерно 1 год и 2 месяца (наиболее частый возраст для первого кризиса), он подрос (мы же хотим, чтобы дети росли?), у него появились новые возможности, а следовательно, и новые потребности. Только взрослые не сразу начинают это понимать. Но обо всем по порядку...

В первые месяцы жизни малыш, как мы знаем, еще почти ничего не может сам и всецело зависит от родителей (от мамы, в особенности). Он может чувствовать физический дискомфорт, голод, например, но вряд ли можно говорить о его четких потребностях. Точнее, у него одна потребность, - чтобы рядом была мама, так как это значительно повышает его шансы чувствовать себя комфортно, а кроме того, дает возможность менять положение тела, передвигаться в пространстве, видеть перед глазами что-то новое...

По мере развития внимание ребенка все больше переключается на окружающий мир, а отдельные ощущения сменяеются эмоционально окрашенными впечатлениями. Мы также знаем, что состояние малыша первого года очень зависит от попадающих в поле его восприятия объектов, младенец постоянно готов к новым впечатлениям. Мы не только знаем об этом, но и успешно используем, в случае необходимости отвлекая ребенка яркой игрушкой, которая всецело захватывает его внимание.

И конечно, учитывая беспомощность младенца, родители не спрашивают, хочет ли он спать или идти на прогулку, они делают то, что считают нужным. Если малыш как-то сопротивляется, то мама не обращает на это внимание либо опять-таки пытается его отвлечь, вводя какой-нибудь новый раздражитель.

Но в начале второго года ситуация в корне меняется. Наступает момент, когда ребенок почему-то перестает покорно подчиняться, а взрослый уже не может привычным способом управлять его поведением. А все потому, что главную роль в жизни малыша начинает играть уже не восприятие, а память! Теперь он способен действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием всплывающих в его памяти образов и представлений. Впервые, говоря словами Л.И. Божович, талантливо описавшей детские кризисы почти полвека назад, «ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств». В этом суть. Для наглядности приведем живой пример.

    Летом после прогулки мама часто вела маленькую Машу прямо в душ, - и жарко, и надо помыть от песка и пыли. В один из дней (девочке был 1 год и 3 месяца) необходимости идти сразу в ванную не было, и мама решила отложить купание на вечер. Но как только зашли в квартиру, дочка сама побежала в ванную и начала требовать, чтобы ее помыли. Попытки предложить ей какую-то игрушку или с ней поиграть заставляли ее протестовать и сердиться, а когда мама взяла ее на руки, чтобы вынести из ванной, разразился крик…

Маша запомнила то, как это было раньше. В ее голове была четкая картинка, и ей было важно следовать своим представлениям. Так память, занимая в итоге доминирующее положение, перестраивает все сознание и поведение ребенка. Самое главное приобретение первого года – это появление эмоционально заряженных представлений, которые начинают управлять поведением малыша вопреки всем внешним воздействиям.

Представления, возникнув на основе прошлого опыта, формируют новые потребности, выходящие за рамки конкретные ситуации. Ребенок впервые становится субъектом, хотя пока этого и не осознает (осознание придет чуть позже, вместе с кризисом 3-х лет, проходящим под лозунгом «Я сам!»). Малыш хочет действовать в соответствии со своими представлениями, и взрослые уже не могут с этим не считаться. Новые потребности настолько значимы для ребенка, что игнорирование их, а тем более прямое подавление, ведут к бурному протесту и агрессии, негативно влияя на дальнейшее развитие личности и взаимоотношения с окружающими.

Таким образом, обескураживающие родителей эмоциональные реакции годовалого малыша вовсе не упрямство и не капризы, а единственный отчаянный способ маленького человечка сказать о том, что с ним пора уже начинать считаться: договариваться, спрашивать его мнение, находить компромиссы, - в общем, уважать его потребности и выстраивать совершенно новые взаимоотношения.


Ольга Горбенко, Центр «Семицвет»
Фото Марины Александровой

Ближайшие занятия
  • Завтра
    • АБВГДейка, гр.1
      09:30 - 11:30
      вул. Барикадна, 3, оф. 8 - 2016-2017
    • Эйдетика, гр.1
      10:00 - 11:30
      пр. Д. Яворницького (К. Маркса), 42
    • АБВГДейка, гр.2
      10:00 - 12:00
      вул. Барикадна, 3, оф. 8 - 2016-2017
    • Зайцев+Английский, гр.1,2
      11:30 - 14:00
      пр. Д. Яворницького (К. Маркса), 42
    • Зайцев+Английский, гр.2
      11:30 - 14:00
      пр. Д. Яворницького (К. Маркса), 42
    • Повзунки, гр.1
      12:30 - 13:30
      вул. Барикадна, 3, оф. 8 - 2016-2017
    • Петриковская роспись
      13:00 - 14:00
      пр. Д. Яворницького (К. Маркса), 42
    • Клуб Молоді батьки
      14:00 - 15:30
      вул. Барикадна, 3, оф. 8 - 2016-2017
    • Эйдетика, гр.2
      15:00 - 16:30
      пр. Д. Яворницького (К. Маркса), 42
    • Курс Мамо+Тато, гр.3
      18:30 - 21:00
      вул. Барикадна, 3, оф. 8 - 2016-2017
  • Скоро, 24.09
    • Бассейн для беременных, гр.1
      19:00 - 20:00
      Спортивный клуб
    • Бассейн для беременных, гр.2
      20:00 - 21:00
      Спортивный клуб

всё расписание